МБДОУ детский сад "Липка" села Ильино Липецкого муниципального района

Рабочая программа второй младшей группы

0265b7f9412231876c749d0ecf74c026.jpg


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Липка» села Ильино Липецкого муниципального района

 

 

 

 

 

 

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании Заведующий МБДОУ

Педагогического совета МБДОУ _________ Т.Н. Коротаева

Протокол № _________ (подпись) (расшифровка)

от «___» __________20 ____г. от «___»__________ 20____г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «ЛИПКА» ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ .

 

 

 

 

 

Воспитатели :

Почеревина Е.Г.

Поливкина Ю.С.


Структура образовательной программы:

 

I. Целевой раздел образовательной Программы.

1. Пояснительная записка.  ………………………………………………………….3 стр.

1.1.Цели  реализации Программы……………………………………………….4 стр.

1.2.Принципы и подходы к формированию Программы………………………5 стр.

1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики……7 стр.

1.3.2.Особенности развития детей (возрастные особенности детей)…………7 стр.

2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками

Программы……………………………………………………………………10 стр.

2.1. Планируемые результаты освоения Программы (обязательная часть)…………..10 стр.

2.2. Планируемые результаты освоения Программы (часть, формируемая 

участниками образовательных отношений). ……………………………………. 13стр.

II. Содержательный раздел.

1. Образовательная деятельность в соответствии с направлением развития ребенка…14стр.

1.1.Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»……………..14стр.

1.2.Образовательная область «Познавательное развитие»…………………………….18стр.

1.3.Образовательная область «Речевое развитие»……………………………………...22стр.

1.4.Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»……………...27 стр.

1.5.Образовательная область «Физическое развитие»…………………………………36 стр.

2.Описание познавательных форм, способов, методов и средств реализации

Программы…………………………………………………………………………..43 стр.

2.1.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик..50 стр.

2.2.Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………56стр.

2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников………………………………………………………………………58стр.

3.Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей)……………62 стр.

4.Часть, формируемая участниками образовательных отношений……………………..64стр.

III. Организационный раздел…………………………………………………………69стр.

1.Организация режима пребывания детей в ДОУ……………………………………...69стр.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Липка» села Ильино Липецкого муниципального района (далее- Программа), разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155), с учетом проекта примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. (на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования)и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

4. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13»(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 30 июля 2013 года);

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и образования детей (далее – образовательные области):

1. Социально - коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие.

3.  Речевое развитие.

4. Художественно – эстетическое развитие.

5. Физическое развитие.

 

Содержание указанных областей определяется целями  и задачами Программы и реализуются в следующих видах деятельности:

- игровая деятельность (включая сюжетно- ролевую игру, как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно – исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

- трудовая (в помещении и на улице);

- конструктивная (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал);

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

1.1.Цели и задачи Программы

 

Цель реализации Программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Задачи.

- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, социального статуса, психофизиологических и других способностей (в том числе, ограниченных возможностей здоровья);

- Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности  и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

 Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему и определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа сформирована как программа психолого педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Содержание Программы выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой родным языком миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных степенях дошкольного детства.

 

Основными принципами формирования Программы являются:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;

принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

принцип полноты необходимости и достаточности (поставленные цели и задачи решаются только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму);

принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

При разработке программы учитывались следующие основные принципы (ФГОС ДО п.1.2.) :

- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства -  понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

- Личностно-развивающей и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;

- Уважение личности ребенка;

- Реализация Программы в формах, специфических для детей  данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности,  в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Основные принципы дошкольного образования (ФГОС ДО п.1.4.):

- Полноценное проживание ребенка всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- Сотрудничество ДОУ с семьей;

- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Базовые идеи Программы:

- Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности;

- Идея о феноменологии современного дошкольного детства;

- Идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательного, дающего возможность активно действовать и творить, образовательным процессом;

- Идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъективности и ее проявлений – инициатив, творчества, интересов, самостоятельной деятельности.

Реализация Программы осуществляется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. 

1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

 

1.3.2 Особенности развития детей (возрастные особенности детей)

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяет ход её развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы). .

Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет

В три года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится «я сам». Ребёнок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого - характерная черта кризиса трёх лет.

Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы.

На четвертом году жизни ребенок овладевает сравнительно большим запасом двигательных навыков, способен совершать белее сложные действия, отмечается большая осознанность в восприятии показа движений, словесного пояснения, что является неотъемлемой частью целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). Если перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет цвета по названию и 2-3 из них самостоятельно назовет. Малыш способен, верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать «самый большой» или «самый меньший» из 3-5 предметов (более пяти предметов детям трехлетнего возраста не следует предлагать).

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за домом - гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлогами и наречиями).

В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребенка определенным образом реагирует: в одно время хочется спать, в другое - завтракать, гулять.

Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой, его непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно- бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь).Ребенок имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник).Малыш знает праздники (новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает 2-3 вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него.

Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5-7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух- трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы, и явления запоминаются прочно и надолго.

Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.

В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул - машина для путешествий и т. д.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности - игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребенок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребенка первой половины 4-го года жизни - скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместным со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых задействовано 2-3 подруги.

В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трехлетки характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнером открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях с взрослыми является индивидуальное общение.

Главным средством общения с взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по всем показателям развития превосходят мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного.

В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по- прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых ребенок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со взрослым рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т.е. соотносит картинку и прочитанный текст. Начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы. Уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.

Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе). Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладе­ние изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено ребенком. В лепке дети могут создавать изображение путем ощипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации - располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из 2 - 3 частей.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в «синтезе искусств» при организации «практической деятельности» (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко - тихо, высоко - низко и пр.). Может осуществить элементарный музыкальный анализ (заметить изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинают проявляться интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).

2.Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками Программы.

2.1Планируемые результаты освоения Программы (обязательная часть)

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Настоящие требования являются ориентирами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач: формирования программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в  раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

2.2. Планируемые результаты освоения Программы

(часть, формируемая участниками образовательных отношений)

а) - ребенок проявляет положительное эмоциональное отношение к миру природы, который выражается в любви к родной природе, умении видеть ее красоту и своеобразие, интересе к ее познанию, ориентировке в живой и неживой природе региона, местных экологических проблемах, гуманном отношении к ее объектам, желании заботиться о них;

-ребенок должен знать о важности занятий гимнастикой и физкультурой; о пользе закаливания; о ценности своего здоровья; об основных функциях организма; об основных витаминах в продуктах питания; о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;

- уметь выбирать полезные продукты, богатые витаминами; проводить закаливающие процедуры (старший дошкольный возраст); правильно пользоваться личными вещами;  вовремя и правильно мыть руки; пользоваться телефоном  при вызове скорой помощи, полиции, пожарной машины (старший дошкольный возраст), - развит интерес к различным видам спорта; - осознанное отношение к здоровому образу жизни. б) - практическое овладение нормами речи, формирование словаря;- правильное употребление слова в точном соответствии со смыслом; - интонационно выразительная речь, грамматически правильный строй речи, связная речь; - умеет поддерживать беседу; - правильная диалогическая форма речи; -развита монологическая форма речи. - умеет связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.

Региональный компонент

Ребенок имеет первичные представления о своей семье, родном городе Липецке (ближайшем социуме), природе Липецкой области, истории родного края, о людях, прославивших Липецкую землю. Может рассказать о своем родном селе (деревне), назвать его, знает государственную символику Липецкого района, Липецкой области. Имеет представление о карте родного края.

Проявляет интерес к народному творчеству, узнает и называет изделия народного промысла Липецкой области.

Знает представителей растительного и животного мира Липецкой области, имеющиеся на территории заповедники.

Имеет первичные представления о правилах поведения дома, на улице, в транспорте, знает правила обращения с опасными предметами, элементарные правила поведения на дороге, в лесу, парке.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

 

1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка.

Содержание Программы выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее- образовательные области):

- социально- коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

- художественно – эстетическое развитие

- физическое развитие

 

Конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка (ФГОС ДО п.2.7.)

 

1.1.Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие».

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные направления реализации образовательной области:\

1. Развитие игровой деятельности.

2. Трудовое воспитание.

3. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

4. Патриотическое воспитание детей.

При построении педагогического процесса основное образовательное содержание Программы педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие игровой деятельности

2 младшая группа (3-4 года)

Сюжетно- ролевые игры. Режиссерские игры. Игровые импровизации. Игра- экспериментирование с различными предметами и материалами: игры с песком и снегом-«Лепим колобки», «Делаем фигурки»; Игры с водой и мыльной пеной- «Веселые путешественники», «Веселые кораблики»; Игры с бумагой «Снежки», «Блестящие комочки»; Игры с тенью. Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами.

Задачи воспитателя по развитию игровой деятельности конкретизируются с учетом разных игр:

Развивать опыт каждого ребенка.

Поддерживать новые возможности игрового отражения мира.

Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Трудовое воспитание.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Патриотическое воспитание детей.

2 младшая группа (3-4 года)

Дошкольник входит в мир социальных отношений

Задачи образовательной деятельности

1.Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих

интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.

3. Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в

повседневномобщении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться

игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за

домашними животными и пр.).

4. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.

Эмоции.

Понимание и различение отдельных ярко выраженных эмоциональных состояний людей (радость, веселье, слезы, гнев). Учет их в общении при поддержке, побуждении или показе взрослого: пожалеть, угостить, ласково обратиться.

Взаимоотношения.

Представление о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляется доброе отношение и забота о людях, членах семьи, а также о животных, растениях. Освоение простых способов общения и взаимодействия: обращаться к детям по именам,договариваться о совместных действиях («Давай кормить кукол»), вступать в парное общение.

Участие в совместных игровых и бытовых действиях с воспитателем, готовность отвечать

на его вопросы, действовать согласовано, учитывать советы и предложения педагога

Культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками. Представление об элементарных правилах культуры поведения, упражнение в их выполнении (здороваться, прощаться, благодарить). Понимание, что у всех детей равные права на игрушки, что в детском саду мальчики и девочки относятся друг к другу доброжелательно, делятся игрушками, не обижают друг друга

Семья.

Представление о семье, членах семьи, их отношениях (родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге). Отвечать на вопросы о своей семье, о радостных семейных событиях.

Развиваем ценностное отношение к труду.

Задачи образовательной деятельности

1.Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.).

2. Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых.

3. Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.

Труд взрослых.

Первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми (на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструментами). Например, шитье шапочки (платья) для куклы, поделка игрушек из бумаги или «бросового» материала. Совместно со взрослым

устанавливать взаимосвязь «цель-результат» в труде.

В процессе наблюдения формирование первоначальных представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду; знакомство с действиями мытья посуды, пола, вытирания пыли, подметания дорожек

Самообслуживание.

Освоение отдельных действий, затем процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи. Приучение к соблюдению порядка (не сорить, убирать игрушки и строительный материал на место, быть опрятным).

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Задачи образовательной деятельности

1. Развивать интерес кправилам безопасного поведения.

2. Обогащать представления о правилах безопасного пользования предметами.

3.Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.

Освоение представлений об элементарных правилах безопасного обращения с игрушками и предметами в игре, за столом, во время одевания,в общении с детьми: не разговаривать с полным ртом, не размахивать вилкой, не брать в рот мелкие предметы, не засовывать их в нос или уши, не пугать других детей, не замахиваться палкой на сверстника, не толкаться.

В природе:

не подходить к бездомным животным, не пугать их, не мять цветы, без разрешения старших не есть ягоды, листья растений и пр. Без разрешения воспитателя и родителей не покидать участок детского сада.

Социализация

Сентябрь

Методическое обеспечение


1неделя :

Тема : «Здравствуйте»

Н.А.Карпухина


2 неделя :

Тема: «Что нам Осень подарила?»

Н.А.Карпухина


3 неделя :

Тема : «Игрушки нашей группы»

Н.А.Карпухина


4 неделя :

Тема : «Разноцветный ковер»

Н.А.Карпухина


Октябрь


1 неделя :

Тема : «Кошка и котенок»

Н.А.Карпухина


2 неделя :

Тема : «Где ночует солнце?»

Н.А.Карпухина


3 неделя :

Тема : «Ванечка и Манечка»

Н.А.Карпухина


4 неделя :

Тема: «Магазин фруктов и овощей»

Н.А.Карпухина


5 неделя :

Тема : «Кошка и котенок» (повторение)

Н.А.Карпухина


Ноябрь


1 неделя :

Тема : «Как звери к зиме готовятся ?»

Н.А.Карпухина


2 неделя :

Тема : «Мой папа и моя мама»

Н.А.Карпухина


3 неделя :

Тема : «В гости к детям на обед»

Н.А.Карпухина


4 неделя :

Тема : «Ветряные мельницы»

Н.А.Карпухина


Декабрь


1 неделя :

Тема : «Наш семейный альбом»

Н.А.Карпухина


2 неделя :

Тема : «Магазин одежды»

Н.А.Карпухина


3 неделя :

Тема : «Почему зима холодная?»

Н.А.Карпухина


4 неделя :

Тема : «Зима в лесу»

Н.А.Карпухина


Январь


Н.А.Карпухина

1 неделя :

Тема : « Почему диких животных называют дикими ?»

Н.А.Карпухина


2 неделя :

Тема : «Мебель для Незнайки»

Н.А.Карпухина


3 неделя :

Тема : «День – ночь»

Н.А.Карпухина


Февраль


1 неделя :

Тема : «Белка и еж»

Н.А.Карпухина


2 неделя :

Тема : «Большие и маленькие звездочки»

Н.А.Карпухина


3 неделя :

Тема : «Мы поздравляем наших пап»

Н.А.Карпухина


4 неделя :

Тема : «Самолет построим сами»

Н.А.Карпухина


Март


1 неделя :

Тема : «Мамы всякие нужны»

Н.А.Карпухина


2 неделя :

Тема : «Поможем кукле Кате убрать комнату»

Н.А.Карпухина


3 неделя :

Тема : «Путешествие по весеннему городу»

Н.А.Карпухина


4 неделя :

 Тема :  «Кто живет рядом с нами»

Н.А.Карпухина


Апрель 


1 неделя :

Тема : «Мы космонавты»

Н.А.Карпухина


2 неделя :

Тема : «Солнечные зайчики»

Н.А.Карпухина


3 неделя :

Тема : «Кто построил этот дом»

Н.А.Карпухина


4 неделя :

Тема : «Деревья и кустарник на нашем участке»

Н.А.Карпухина


5неделя :

Тема : «Мы космонавты» (повторение)

Н.А.Карпухина


Май


1 неделя :

Тема : « Где мы живем ?»

Н.А.Карпухина


2 неделя :

Тема : «Шестиногие малыши»

Н.А.Карпухина


3 неделя :

Тема : «Дождик песенку поет»

Н.А.Карпухина


4 неделя :

Тема «Мы продавцы, а вы – покупатели»

Н.А.Карпухина


Методическое обеспечение образовательной области.

Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра».

Методический комплект программы «Детство». –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

Бабаева Т.И.. Березина Т.А., Римашевская Л.С. Образовательная область

«Социализация». Методический комплект программы «Детство». –СПб: ДЕТСТВО-

ПРЕСС, 2012.

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения». –

СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

Крулехт М.В., Крулехт А.А. Образовательная область «Труд». Методический

комплект программы «Детство». –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? -СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010

Данилова Т.И. «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам

дорожного движения. –СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника: пособие для

педагогов дошкольных учреждений. –М.: ВЛАДОС, 2004

Хабибуллина Е.Я. «Дорожная азбука в детском саду» СПб.ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011г.

Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления

детей старшего дошкольного возраста с профессиями.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

Н.А.Карпухина .Программная разработка образовательных областей «Социализация», «Познание», «Физическая культура» во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ , родителей, гувернеров – Воронеж: ООО «Метода», 2013

1.2. Образовательная область

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов и познавательных способностей детей через решение следующих задач:

-сенсорное развитие;

-развитие познавательно исследовательской деятельности;

-формирование элементарных математических представлений;

-формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,

представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках;

-формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

 

2 младшая группа (3-4 года)

Задачи образовательной деятельности.

1. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать,экспериментировать с разнообразными материалами).

2. Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).

3. Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-

экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).

4.Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.

5.Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.

6.Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окруженииФормирование первичных представлений о себе, других людях.

Проявление интереса к занятиям детей и взрослых. Различение детей и взрослых в жизни и на картинках по возрасту полу, особенностям внешности, одежде. Освоение умения находить общее и отличное во внешнем виде взрослых и детей разного возраста.Освоение слов, обозначающих разнообразные действия взрослых.

Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки, книги, посуда, чем можно пользоваться.Освоениепредставлений ребенка о себе: имени, фамилии, половой принадлежности,возрасте, любимых игрушках, занятиях. Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет, группу детского сада.

 

Ребенок открывает мир природы

Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т.д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые.

Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия. Умение выделять части растения (лист, цветок).Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями,

проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т.д.).Освоение простейших способов экспериментирования с водой, песком. Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.Освоение умения пользоваться предэталонами («Как кирпичик», «как крыша»), эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-

либо «образа», изменять полученное.

Освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше), раньше (позже). Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).

Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие), уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов

(3-5 предметов). Освоение приемов наложения и приложения. Проявление интереса к сосчитыванию небольших групп предметов (3-5 предметов).

Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов

 

ФЭМП

Сентябрь

Методическое обеспечение

1 неделя :

Тема 1. Сравнение предметов.

В.П.Новикова

2 неделя :

Тема 2. Числа 1, 2.

В.П.Новикова

14 апреля 2016 в 14:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.